КаленДАРь - праздник на каждый день

четверг, 18 июля 2013 г.

В объятиях Адмирала

"...Каждое утро я открываю глаза и улыбаюсь. Я живу, я жду. Это награда, а не наказание. Потому что против всех законов физики, ты отдаешь, а у тебя прибывает и не кончается. Представляете, я чувствую у себя в ладонях большой и невозможно круглый светящийся шар. Это благодать, дар, счастье. Так бывает, Вы не смейтесь, я знаю. Я стою на пороге неведомого огромного мира..."
 Пьянящий голос Лизы Боярской раздавался в наушниках и неведомый огромный мир обступал со всех сторон. Становилось совершенно непонятно, какая из двух жизней реальна: та, в которой приходилось собираться на работу, сидеть за мерцающим монитором или вторая, в объятиях ... Адмирала.
Аудиокнига "Адмиралъ"  захватывала все мысли, и даже когда она так грустно и такой высокой ноте завершилась, то не только осталась в душе, но и заставила отправиться на поиски писем во Всемирной паутине.
"Невозможно солгать в письме. Можно притвориться при личном общении - обняв, спрятав лицо, чуть изменив голос. Но как скрыть правду в строчках? В письме полностью обнажается человеческая душа. …  Пусть будущее мы видим гадательно, как сказал Апостол «сквозь тусклое стекло», но пребывает с нами Вера, Надежда, Любовь. И Любовь из них больше…"
 Отрывки писем Анны Васильевны Тимировой к Александру Васильевичу Колчаку.
А.В.Колчак в бытность командующим Черноморским флотом. 1916 год
Отрывки писем, написанных Колчаком к Анне... Женщине, которая появилась в его жизни в зрелом возрасте.
А ведь Александр Васильевич был счастлив. Успешная военная карьера, научная работа и спокойная семейная жизнь с Софьей Федоровной Омировой, казалось, будет продолжаться вечно. Софья Федоровна, интеллигентная, свободно владеющая семью иностранными языками выпускница Смольного самостоятельно добралась к верховьям Яны, чтобы встретить жениха из полярной экспедиции. Они обвенчались в 1904 г. в церкви Знаменского монастыря в Иркутске.
Софья Федоровна Омирова - супруга А.В. Колчака
И вскоре в семье подрастали сын Ростислав и дочь Рита. Но тихая супружеская жизнь превратилась для Александра Васильевича в настоящую муку после переезда в 1916 г. в Севастополь. 42-летний вице-адмирал влюбился в жену своего однокашника по кадетскому корпусу, контр-адмирала С. Н. Тимирева, Анну Васильевну.
По книге именно Анна, первая призналась Александру Васильевичу в любви, которая была долгие годы платонической, любовью по переписке:
"Я сказала ему, что люблю его". И он, уже давно и, как ему казалось, безнадежно влюбленный, ответил: "Я не говорил вам, что люблю вас". - "Нет, это я говорю: я всегда хочу вас видеть, всегда о вас думаю, для меня такая радость видеть вас". И он, смутившись до спазма в горле: "Я вас больше чем люблю"

А.В. Колчак был старше Анны Васильевны на девятнадцать лет; к моменту их знакомства он уже плавал в водах четырех океанов и двадцати морей, объехал (первый раз) вокруг Земли, выпустил две книги, заслужил ряд русских и иностранных орденов.
 
"Прошло два месяца, как я уехал от Вас, моя бесконечно дорогая, и так [еще] жива передо мной картина нашей встречи, так же мучительно и больно, как будто это было вчера, на душе… без Вас моя жизнь не имеет ни того смысла, ни той цели, ни той радости. Вы были для меня в жизни больше, чем сама жизнь, и продолжать ее без Вас мне невозможно"
Александр Колчак, лето 1916
В своих воспоминаниях А. Тимирева пишет: «благодаря любви, для меня весь, предреволюционный 1916 год был радостью, праздником. Разбуди меня ночью, спроси, чего я хочу, скажу: «Видеть его!».
"Милый Александр Васильевич, далекая любовь моя… Я думаю о Вас все время, как всегда, друг мой, Александр Васильевич, и в тысячный раз после Вашего отъезда благодарю Бога, что Он не допустил Вас быть ни невольным попустителем, ни благородным и пассивным свидетелем совершающегося гибельного позора. Я так часто и сильно скучаю без Вас, без Ваших писем, без ласки Ваших слов, без улыбки моей безмерно дорогой химеры."
Анна Тимирева, 7 марта 1918 г.
Семьи дружили домами. Уезжая с мужем во Владивосток, Анна Васильевна хранила в душе слова любви и память об огромной корзине ландышей от жесткого и далеко не сентиментального Колчака. Оставлять их было жалко, и она заботливо пристроила душистые цветы среди вещей. Прибыв в Гельсингфорс, супруги получили приглашение на вечер в Морское собрание. Открыв чемодан, Анна увидела замёрзшие ландыши. Это был последний мирный вечер перед революцией.


А. В. Тимирева в русском костюме
В самое сложное время для своего героя она бросит все и уйдет к нему.
"…Милый Александр Васильевич, я буду очень ждать, когда Вы напишете мне, что можно ехать, надеюсь, что это будет скоро. А пока до свиданья, милый, будьте здоровы, не забывайте меня и не грустите и не впадайте в слишком большую мрачность от окружающей мерзости. Пусть Господь Вас хранит и будет с Вами. Я не умею целовать Вас в письме"

Анна Тимирева, 17 сентября 1918 г.
C момента знакомства А.В. Тимиревой с А.В. Колчаком до минуты ареста прошло пять лет. Бoльшую часть этого времени они жили порознь (у каждого - своя семья), месяцами не виделись. Письма писались часто, иногда без перерыва день за днем. Случайно уцелели в основном черновики. Вместе они пробыли менее двух лет: с лета 1918 по январь 1920.

В этой драме сложно понять и принять одно. С какой легкостью обе женщины: Софья и Анна оставили своих сыновей в столь сложное время. Но если первая, поняв суть ситуации, увезла сына за границу, то вторая выбрала любовь к мужчине. Чужому мужчине.
Может быть, именно за это предательство к маленькому, и по идее, самому дорогому человеку, ей и пришлось так дорого заплатить?

Анна Васильевна с сыном Владимиром Тимиревым

 Потерять того, кого она так беспамятно любила и провести столько лет в лагерях...

За несколько часов до расстрела Колчак написал Анне записку, так до нее и не дошедшую. Десятки лет листок кочевал по папкам следственных дел.
"Дорогая голубка моя, я получил твою записку, спасибо за твою ласку и заботы обо мне... Не беспокойся обо мне. Я чувствую себя лучше, мои простуды проходят. Думаю, что перевод в другую камеру невозможен. Я думаю только о тебе и твоей участи... О себе не беспокоюсь - все известно заранее. За каждым моим шагом следят, и мне очень трудно писать... Пиши мне. Твои записки - единственная радость, какую я могу иметь. Я молюсь за тебя и преклоняюсь перед твоим самопожертвованием. Милая, обожаемая моя, не беспокойся за меня и сохрани себя... До свидания, целую твои руки".
Александр Колчак, 7 февраля 1920 г.

Свиданий больше не было. Его расстреляли 7 февраля 1920 года, на следующие сутки после дня рождения на берегу притока Ангары - р. Ушакова. Он стойко принял смерть. Тело затолкали под лед. Могилой адмирала, как и подобает моряку, стала вода.   Наутро тюремщики прятали глаза от Анны. Она спросила у коменданта: «Скажите, он расстрелян?». Комендант не посмел сказать ей правду. «Его увезли, даю вам честное слово». «Не знаю, зачем он это сделал, я была ко всему готова, это только лишняя жестокость, комендант ничего не понимал».

"Прошу чрезвычайную следственную комиссию мне сообщить, где и в силу какого приговора был расстрелян адмирал Колчак и будет ли мне, как самому ему близкому человеку, выдано его тело для предания земле по обрядам православной церкви."
Анна Тимирева

Резолюция на письме: "Ответить, что тело Колчака погребено и никому не будет выдано".

После гибели Колчака Анна Васильевна была освобождена в 1920 г. году по октябрьской амнистии.В мае 1921 года вторично арестована. Аресты и ссылки в 1922, 1925, 1935, 1938 и 1949 годах. До 1960-го - в "минусе" без права проживания в 15 крупных городах СССР.

В промежутках между арестами работала библиотекарем, архивариусом, дошкольным воспитателем, чертежником, ретушером, картографом (Москва), членом артели вышивальщиц (Таруса), инструктором по росписи игрушек (Завидово), маляром (в енисейской ссылке), бутафором и художником в театре (Рыбинск); подолгу оставалась безработной или перебивалась случайными заработками. Реабилитирована в марте 1960 года.
Сын Анны Васильевны, Володя Тимирев за переписку с отцом, находящимся за границей, будет расстрелян в 1938-м. 
Полностью реабилитирована А.В. Тимирева была она только в 1960 году.  Пенсия, которую выхлопотали ей "за отца" (выдающегося музыкального деятеля Василия Ильича Сафонова) Шостакович, Ойстрах и прочие корифеи, была... 45 рублей. Но бывшая многолетняя зечка понимала жизнь и умела радоваться ей даже и "на такие деньги".

О заслугах адмирала перед старой Россией старались не вспоминать. Только сердце любящей женщины хранило память о нем.
«Но если я еще жива
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе»

- писала Анна Васильевна. Она никогда не жаловалась на судьбу и не отождествляла Александра Васильевича с «Правителем Омским». Для нее Колчак навсегда остался офицером, дорожащим своей честью и величием России, умным, талантливым и просто любимым человеком.

 

Умерла А. В.Тимирева в 1975 г. на восемьдесят втором году жизни, оставив тонкую стопку исписанных тетрадок и листков: фрагменты воспоминаний, стихи. (Ф.Ф. Перченок, "О нем, о ней, о них"; из книги "Милая, обожаемая моя Анна Васильевна...")

К сожалению, Анна Васильевна не оставила после себя развернутых воспоминаний об адмирале. В своих заявлениях о реабилитации она писала: "Я была арестована в поезде адмирала Колчак и вместе с ним. Мне было тогда 26 лет, я любила его, и была с ним близка, и не могла оставить этого человека в последние дни его жизни. Вот, в сущности, и все".
После смерти Колчака, жена адмирала затребовала его записи, хранившиеся в Пражском музее. Бумаг ей не выдали, и, наверное, это к лучшему. В основном это были письма, адресованные и неотправленные Тимиревой.

А если Вам, дорогие читатели, захочется более подробно познакомиться с биографией главных героев и фрагментами писем, то достаточно перейти по ссылкам:
Адмирал Колчак и Анна Тимирева
Анна Тимирева и Александр Колчак
Цитаты из писем А.В. Колчака к А.В. Тимиревой  (февраль 1917 - март 1918)
Адмирал Колчак

3 комментария:

  1. Пчелка, спасибо огромное за такой интересный пост!!! Посмотрев фильм "Адмирал" долго ходила под впечатлением. Оно было двояко: такая нежная любовь, такие отношения, просто поражаюсь на сколько можно самопожертвовать своей свободой, жизнью. С другой стороны не понимаю предательство...бросить собственное дитя..это выше моих мыслей...и это главный момент, который отталкивает меня от Тимиревой и никакие неземные чувства к адмиралу не оправдывает ее. Возможно, если бы не ее поступок, судьба ее сына сложилась бы по другому.
    После просмотра фильма, долго рылась в книгах, читала биографии, статьи...,как - то незаконченным он мне казался. но потом в инете натолкнулась на тот же фильм, но многосерийный, не то что обрезали и сляпали, а то, как задумывался фильм, со вей последовательностью, смотрела на одном дыхании, глубоко запал в душу. Хабенский поразительно сыграл Колчака, вжился в роль...Огромное спасибо за пост, прочитала с удовольствием!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Nina, из фильма я видела только короткий фрагмент, когда главные герои ехали в поезде. Поэтому слушая аудиокнигу просто доверилась фантазии и ... голосу Лизы Боярской. Музыкальные зарисовки тоже сильно влияли на эмоциональный фон.
      Могу предположить, что слушать интереснее, ведь все мысли героев озвучивались достаточно подробно. Повествование было весьма долгим, несколько дней пролетело в образах того времени.
      А что касается сына, да, это больше чем предательство. Странно, что он не смог уехать с отцом и вполне понятно, что не смог отказаться от переписки с отцом.
      Цена любви для Анны оказалась непомерно высокой. Одиночество, самое страшное, что может быть жизни.

      Удалить
  2. Удивляюсь, почему Анне ставят в вину то, что оставила сына. Володя прожил 4 года, пока Анна была в Сибири у бабушки, а потом Анна сама его и воспитывала.

    ОтветитьУдалить

Спасибо за комментарий!